В Минфине рассказали о продолжении поисков золота СССР, пропавшего в конце 80-х

Москва. 18 мая. — Правоохранительные органы продолжают поиски пропавшего золота, выданного из Государственного хранилища ценностей (Гохран) СССР в конце 1980-х годов ряду компаний, в расследовании есть некоторые успехи, сообщил в среду на заседании комитета по финансовому рынку Госдумы замглавы Минфина Алексей Моисеев.

Обсуждение вопроса возникло в ходе рассмотрения к первому чтению законопроекта (N103296-8), который уточняет правила закупок драгоценных металлов и драгоценных камней в Гохран России.

«Вообще было много разговоров в начале 90-х, когда золото поисчезало там у нас, в том числе и золотой запас. Ну, по крайней мере, разговоры были об этом и поиски этого золота», — вспомнил глава комитета Анатолий Аксаков.

«Ответственно утверждаю, что государственный золотой запас никуда не потерялся, он лежит, и я знаю где, но не скажу где», — ответил Моисеев.

«То, что потерялось, это потерялось золото, которое было в конце 1980-х годов зачем-то роздано заводам в качестве оборотного металла, и потом вот те заводы, которые были приватизированы разными способами, растворились в пространстве. Органы этим до сих пор занимаются, это не забыто. Органы продолжают этим заниматься, там периодически у них какие-то успехи», — добавил замминистра. «Находят кого-то?», — поинтересовался Аксаков. «Да», — ответил Моисеев. «Некоторые уже на том свете, наверное?», — предположил депутат. «По-разному», — ответил Моисеев.

В пресс-службе Минфина уточнили, что речь идет о золоте, которое было выдано Гохраном СССР.

«Золото партии»

В начале 90-х годов широкий резонанс в СМИ получила история с «золотом партии» — монетарным запасом, накопленный коммунистической партией и якобы исчезнувшим в ходе распада СССР. В книге «По большому счету» журналиста Евгении Письменной приводилась версия о том, что инцидент имел место в 1991 году: золото взяли «разные люди» под расписки в Госбанке СССР. Затем его погрузили на теплоход Москва-Одесса, а затем на морском теплоходе «Леонид Собинов» вывезли за границу и оставляли в разных портах Европы, в технических зонах.

По предварительным оценкам, которые приводит в своей книге журналист, объем вывезенного золота мог составлять около 300 тонн. В книге также утверждалось, что первый председатель ЦБ РФ Георгий Матюхин поднимал этот вопрос на встрече с главами центральных банков в Банке международных расчетов в Базеле. Он предположил, что вывезенное золото СССР может храниться в разных банках, и попросил европейских коллег исследовать вопрос и передать информацию об этом России.