МОСКВА, 29 ноя — РИА Новости. Российским властям необходимо рассчитывать уровень «якорной бедности», чтобы оценка благосостояния граждан была объективной и не зависела от изменения методик, говорится в докладе о социальном самочувствии населения за три первых квартала текущего года, подготовленном экспертами Института социальной политики ВШЭ.
Авторы доклада отмечают, что с 2021 года методика, по которой Росстат рассчитывает уровень прожиточного минимума, и, соответственно, уровень бедности, изменилась. Из-за этого стало сложно оценить достижение национальной цели по сокращению бедности в России в 2 раза к 2030 году по сравнению с 2017 годом. «Достижение данной цели предполагает использование единого методологического подхода к измерению бедности», — поясняют эксперты.»Преодолеть данный барьер возможно за счет введения понятия «якорная бедность», когда потребительский стандарт, положенный в основу определения прожиточного минимума, «ставится на якорь», а его стоимость для целей мониторинга прогресса в сокращении бедности ежегодно индексируется на индекс потребительских цен. Понятие «якорной бедности» целесообразно ввести в России для мониторинга достижения национальных целей развития», — говорится в докладе.
Оценки, которые публикует Росстат, у авторов исследования вызывают вопросы. В частности, они напомнили, что статистическое ведомство оценило бедность в России за второй квартал 2021 года на уровне 12,1% от общей численности населения, что ниже, чем в аналогичном периоде 2019 года (12,7%). «В основном позитивная динамика была обусловлена социальными выплатами населению, которые не только компенсировали бедным коронавирусные потери доходов, но и позволили некоторым из них выйти из бедности», – поясняют авторы документа.
Показатель бедности за все первое полугодие 2021 года также оказался несколько ниже соответствующих показателей за предыдущие годы: согласно предварительным данным Росстата, доля бедного населения составила 13,1% против 13,2% в 2020 году и 13,5% в доковидном 2019 году.
Вместе с тем эксперты обращают внимание на увеличение дифференциации доходов населения, которое Росстат наблюдал в текущем году. В частности, по данным ведомства, на долю 10% наиболее обеспеченного населения в первом полугодии текущего года приходилось 29,5% общего объема денежных доходов (против 28,9% в первом полугодии 2020 года), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 2,1% (против 2,2% в первом полугодии 2020 года).
По мнению экспертов, рост дифференциации доходов граждан должен был привести к некоторому увеличению доли бедного населения. Согласно оценкам экспертов Института социальной политики ВШЭ, доля бедного населения в России в первом полугодии текущего года составляет 13,7% — то есть выше показателей предыдущих лет.