Москва. 7 декабря. — Внутриукраинский кризис и отсутствие прогресса в реализации минских договоренностей стали главной темой переговоров президентов РФ и США Владимира Путина и Джо Байдена.
«Преобладающее место в разговоре заняла проблематика, связанная с внутриукраинским кризисом и отсутствием прогресса в выполнении Минских договоренностей 2015 года, являющихся безальтернативной основой мирного урегулирования», — говорится в сообщении пресс-службы Кремля по итогам переговоров.
Путин, как отмечается в сообщении, «на конкретных примерах проиллюстрировал деструктивную линию Киева, направленную на полный демонтаж минских соглашений и договоренностей, достигнутых в «нормандском формате», высказал серьезную озабоченность по поводу провокационных действий Киева против Донбасса».
Российский президент также заявил о серьезной заинтересованности России в гарантиях, исключающих расширение НАТО на восток. При этом в ходе беседы Байден, «акцентировал якобы «угрожающий» характер передвижений российских войск вблизи украинских границ и обозначил санкционные меры, которые США и их союзники были бы готовы применить в случае дальнейшей эскалации обстановки», отметили в пресс-службе Кремля.
«Владимир Путин в ответ подчеркнул, что не следует перекладывать ответственность на плечи России, поскольку именно НАТО предпринимает опасные попытки освоения украинской территории и наращивает военный потенциал у наших рубежей. Поэтому Россия серьезно заинтересована в получении надежных, юридически зафиксированных гарантий, исключающих расширение НАТО в восточном направлении и размещение в сопредельных с Россией государствах ударных наступательных систем вооружений», — говорится в сообщении.
В сообщении подчеркивается, что «лидеры условились поручить своим представителям вступить в предметные консультации по этим чувствительным вопросам».
Путин в разговоре с Байденом также отметил важность полноценного выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе.
«Президент РФ отметил важность его (плана) полноценного выполнения в изначально согласованных рамках. Лидеры выразили надежду, что возобновившиеся в конце ноября в Вене переговоры по данному вопросу пройдут в конструктивном ключе и позволят выйти на приемлемые для всех участников решения», — указали в пресс-службе Кремля.
Лидеры также обсудили реализацию итогов состоявшегося в июне в Женеве российско-американского саммита.
«Отмечена важность последовательного выполнения достигнутых на высшем уровне договоренностей и сохранения «духа Женевы» при рассмотрении вопросов двусторонних отношений и других возникающих между Россией и США проблем», — отмечается в сообщении.
Как рассказали в пресс-службе Кремля, «президенты в данном контексте вспомнили о союзничестве двух стран в годы Второй мировой войны, подчеркнули, что принесенные тогда жертвы не должны быть забыты, а само союзничество должно служить примером для выстраивания контактов и совместной работы в сегодняшних реалиях».
Путин предложил Байдену обнулить все накопившиеся ограничения на функционирование дипломатических миссий для нормализации других аспектов двусторонних отношений. В ходе беседы было констатировано, что двустороннее сотрудничество «по-прежнему находится в неудовлетворительном состоянии».
«Это проявляется, в частности, в трудностях, которые испытывают в своей работе «урезанные» диппредставительства обеих стран. Владимир Путин подчеркнул, что все это — следствие линии американских властей, которые еще пять лет назад начали практиковать масштабные ограничения, запреты и массовые высылки российских дипломатов, на что мы вынуждены зеркально реагировать», — говорится в сообщении.
Разговор президентов США и России прошел во вторник вечером в режиме видеосвязи и продолжался более двух часов. Пресс-служба Кремля отметила, что «в целом разговор носил откровенный и деловой характер» и лидеры США и России выразили мнение, что «будут продолжать диалог и необходимые контакты». В сообщении отдельно указывалось на готовность сторон продолжать взаимодействие по уголовно-процессуальному и оперативно-техническому направлениям борьбы с киберпреступностью.