– Плановое задание по перечислениям ФТС в бюджет РФ в текущем году составляет около пяти триллионов рублей. Сколько служба перечислила на текущий момент?
– Мы уже превысили все годовое задание – 5,1 триллиона у нас собрано по данным на середину октября. Понятно, что в этой цифре значительную роль играет конъюнктура международных рынков. Принято считать, что таможня собирает деньги с экспорта энергоносителей, и это ключевая составляющая. Но на самом деле это давно не так. В нашей структуре платежей, если раньше, действительно, до налогового маневра две трети составляли экспортные платежи, в том числе с энергоносителей, и одну треть – импорт. Сегодня ровно наоборот: две трети – это импортные платежи, которые мы администрируем, естественно, с особой тщательностью, и одна треть – экспортные платежи.
– Будет ли пересматриваться плановое задание?
– Плановое задание – это задание, которое было на начало года. Корректировки как правило происходят, но я бы ориентировался, может быть, не только на плановое задание, но и на результаты прошлого года. Мы в этом году превысим прошлогодние показатели примерно на 40%.
– По вашим ожидания, на какую цифру вы выйдете по итогам года?
– Вы знаете, прогнозы делать вещь такая неблагодарная. Видите, вот сейчас идет коронавирусная волна, и возможны какие-то осложнения, в том числе связанные с пандемическими ограничениями. Но мы прогнозируем, что не менее шести триллионов рублей соберем в этом году.
– Какие страны на данный момент входят в тройку крупнейших торговых партнеров России?
– У нас ситуация по нашим торговым партнерам достаточно стабильная. Сейчас тройка лидеров такая же, как и была – это Китай, Германия и Нидерланды. По итогам января-августа товарооборот России с этими странами составил 85,9 миллиарда долларов, 35,9 миллиарда и 28,7 миллиарда соответственно.
– С кем в этом году активнее всего растет товарооборот?
– С вышеназванными странами растет очень активно товарооборот: с Китаем – на 30%, с Германией – на 40%. Также с Южной Кореей, Францией, Италией. То есть рост практически по всем основным нашим торговым партнерам очень активный.
– Высокие темпы роста показывает торговля с США в этом году. Можете рассказать за счет чего это происходит?
– США традиционно входит у нас в пятерку-семерку основных торговых партнеров – это энергоносители, минеральные удобрения, древесина.
В целом товарооборот растет и за счет увеличения стоимости commodities (сырьевых товаров – ред.) – это и энергоносители, и металлы, лес и лесоматериалы, зерно, продовольствие, все эти товары очень выросли в цене.
– По вашим оценкам, на сколько вырастет внешнеторговый оборот России в этом году?
– Рекордные показатели по внешнеторговому обороту у нас были в 2012-2013 годах. Скорее всего, таких показателей достигнуто не будет, потому что тогда были очень высокие цены на нефть – более 100 долларов за баррель. Но, по нашим оценкам, Россия в этом году покажет самые высокие показатели по внешней торговле начиная с 2014 года.
– А в следующем году, на ваш взгляд, рост продолжится? Какими темпами?
– Здесь очень много факторов. Мы видим, что сейчас идет очередная волна коронавируса, это очень сильно влияет. В 2020 году первое полугодие было провальным для мировой торговли в связи с коронавирусными событиями. Сейчас мы видим, что временами начинают рваться цепочки товаропроводящие, то в Китае встают порты, то контейнеровоз встал поперек Суэцкого канала. Это все оказывает очень сильное влияние на мировую экономику в целом, и мы как часть мировой внешнеторговой системы не можем оставаться в стороне.
Для России в принципе складывается благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, во многом она способствовала и росту ВВП в этом году. Насколько все эти тенденции сохраняться в следующем году, думаю, что серьезно вряд ли кто возьмется предсказывать.