МОСКВА, 15 мар — РИА Новости, Наталья Дембинская. Мировые ЦБ весь прошлый год активно запасались золотом, наращивая его долю в резервах и вытесняя доллар. Вот только желающих хранить слитки на Западе все меньше — нет доверия после заморозки российских активов и попыток их конфисковать. Ни у кого нет гарантии, что с ним не поступят точно так же. Центробанки спешно возвращают драгметалл домой, ведь было и такое, что чужое просто не хотели отдавать.
Поближе к дому
Спрос на золото в 2023-м стал рекордным за всю историю: 4899 тонн. В этом году ажиотаж сохраняется.
Причины понятны: усиление геополитических и санкционных рисков, падение доверия к западным валютам, защита от инфляции, диверсификация портфеля.
Кроме того, центробанки все больше возвращают физические золотые запасы домой. К этому их подтолкнуло решение коллективного Запада заморозить российские активы —почти 300 миллиардов долларов.
Слитки золота
Согласно исследованию американской инвестиционной компании Invesco, 68 процентов глав ЦБ теперь предпочитают хранить драгметалл на родине. А ведь еще в 2020-м половина держала золотые резервы в западных странах — в основном в США и Великобритании.
Америка и Европа уже два года разрабатывают юридический механизм, чтобы окончательно отобрать принадлежащее России. Пока не получается.
Весь мир увидел: чужие активы в любой момент могут заморозить без решения суда, конфисковать и самовольно направить на любые нужды, отмечает финансовый эксперт Николай Моженков.
По прогнозам к 2025-му 75 процентов стран полностью переведут золоторезервы в собственные хранилища.
Не те времена
Интерес к западным валютам, особенно к доллару, тоже неуклонно снижается.
Государственный долг США превышает 34 триллиона долларов — около 120 процентов ВВП. И то, что ситуация с его обслуживанием может ухудшиться, рассматривают как все более весомый риск: центробанки ищут альтернативу главной резервной валюте.
Доллар и евро «качает» из стороны в сторону на мировом рынке в результате деглобализации, процесса, который затрагивает все страны, говорит Дмитрий Семенов, председатель совета директоров «Трансинвест».
Федеральная резервная система (ФРС) США
Профессор кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве России Сергей Толкачев подчеркивает: вывод физического золота из США и Великобритании свидетельствует об углублении кризиса Бреттон-Вудской валютной системы.
«Атрибутом этой системы, где первоначально было две резервные валюты, обеспеченные золотом, — доллар и фунт стерлингов, являлось доверительное хранение золотых запасов других стран в ФРС США и Банке Англии для упрощения расчетов между третьими странами. Если, например, Боливия задолжала Испании и ей больше нечем рассчитаться, кроме как золотом, гораздо проще переместить часть слитков внутри подвала Форт Нокса, чем везти через Атлантику», — объясняет экономист.
Однако эти времена давно прошли: международные отношения обостряются, усиливается технологический разлад между Европой и США.
Не желали отдавать
Надо сказать, что золото с Запада начали выводить намного раньше — после того, как Вашингтон и Лондон отличились тем, что внезапно отказались возвращать его владельцам.
«Первый звонок прозвучал в 2013-м. Бундесбанк решил забрать у США свои золотые запасы — около 700 тонн. Отказали. Аудиторов даже не пустили в Форт Нокс проверить, есть ли эти слитки вообще. Разразился громкий скандал в СМИ, и немецкое золото по чуть-чуть стали возвращать (до сих пор отдали не все). Затем — Венесуэла, которая хранила драгметалл в Банке Англии. После победы на выборах президента Мадуро потребовали свои слитки. И опять отказ. Суды с англичанами продолжаются с 2014-го», — напоминает Алексей Вязовский, вице-президент компании «Золотая плата».
Неудивительно, что спустя десять лет очередная выходка Запада — кража золотовалютных активов России — вновь побудила центробанки возвращать слитки домой.
Военные Венесуэлы грузят золотые слитки в автомобиль
Капиталы уходят
Американские и британские финансовые структуры уже никто не воспринимает как «тихую гавань». Оттуда утекает не только золото, но и капитал. Спрос инвесторов на западные активы падает — опять же на фоне агрессивной санкционной политики.
«Главный отрицательный эффект вывода золота — утрата доверия к финансовой стабильности, что может привести к дальнейшему снижению курса их валют. Кроме того, повысится стоимость заемных средств для этих стран, так как уменьшится спрос на их облигации и другие финансовые инструменты», — констатирует Денис Астафьев, основатель инвестиционной компании SharesPro.
Противостояние с Россией уже ударило по Евросоюзу: иностранные инвестиции заметно сократились.
С 2019-го они стабильно увеличились, а в 2022-м уменьшились на 1,5 процента — до 7,714 триллиона евро. Одновременно, отмечают в МВФ, падает доля евро в качестве резервной валюты центральных банков (18,07 процента в третьем квартале 2023-го) и как средства платежа (в январе — 23,02 процента). Зато укрепляет позиции юань (в международных сделках — 4,51 процента).
В конечном итоге инвесторы предпочтут перераспределить активы в сторону более стабильных и быстрорастущих рынков, например, Азии или ОАЭ. Бесследно для ведущих экономик это не пройдет.
Риши Сунак
«Есть риски роста банкротств в ЕС и США. Этому поспособствует неизбежный наплыв дешевых товаров из КНР, где образовался профицит продукции», — указывает член комитета по торговле Олег Воробьев.
В таких условиях, добавляет эксперт, инвесторам разумнее перевести часть активов, причем большую, в страны Азии.