Скорость набрана

BIM станет в России обычной практикой через семь-восемь лет

Все чаще о BIM-технологии говорят как о новом слове в проектировании и строительстве, однако на рынок технология проникает не так быстро, как хотелось бы. Как развивается BIM, какие у него перспективы и сложности на российском рынке в интервью «Стройгазете» рассказала Марина Король, руководитель по работе с партнерами Autodesk в России и СНГ.

«СГ»: Какие вы видите перспективы и трудности развития BIM в России?

М.К.: Применение BIM в России будет развиваться ускоренными темпами, теперь в этом уже нет никаких сомнений. Индустрия накопила опыт и знания, BIM получил и государственную поддержку: сейчас идет формирование нормативной базы, и в этот процесс вовлечены профильные федеральные ведомства, государственные и частные компании, а также разработчики и поставщики технологий. К развитию технологии подключились университеты, открывающие соответствующие программы для будущих специалистов.

Из проектных компаний BIM пришел в офисы девелоперов, предоставив им возможность осуществлять оценку стоимости проекта с точностью 2-3%, а теперь понемногу выходит и на строительные площадки. То, что еще вчера казалось невозможным, сегодня доказало свою необходимость и экономическую обоснованность.

Но инновационный процесс идет не только вширь, но и вглубь. Если еще несколько лет назад мы говорили преимущественно об успехах трехмерного проектирования и экономии на стройплощадке за счет раннего обнаружения просчетов в проекте, то сегодня для тех же проектировщиков доступен принципиально новый уровень работы. Это и использование генеративного дизайна, в том числе для проектирования генплана, и визуальное программирование для решения совершенно новых задач, связанных как с творческим характером труда архитектора, а также автоматизации рутинного труда проектировщика. А непосредственно на стройплощадке в ближайшее время вообще можно ожидать революционных изменений, в частности, скрытые работы перестанут таковыми быть.

Однако мы наблюдаем несколько трудностей, связанных с проникновением BIM на рынок. Во-первых, заказчик зачастую не имеет квалификации в этой области, хотя именно он должен выступать движущей силой инноваций. Понимая ценность новых подходов для своих проектов, а также для последующего управления и эксплуатации готовых капитальных объектов, заказчик должен быть в состоянии сформулировать соответствующие требования к BIM, отобрать квалифицированных подрядчиков и проверить результаты работ на соответствие требованиям. Снижение доходности и необходимость более точно оценивать стоимость строительства заставляет заказчиков развивать свои компетенции в BIM, что является общемировым трендом.

Еще одно препятствие – нехватка кадров, обученных для работы в BIM. И если специалистов можно в разумные сроки обучить работе с инструментами этой технологии и научить следовать регламентам, то подготовка BIM-менеджеров займет больше времени и будет стоить дороже. Благодаря спросу на сотрудников в этом направлении открывают новые программы подготовки, а полученные навыки студенты могут применить на чемпионатах и конкурсах, таких как WorldSkills.

«СГ»: Можно ли обозначить сроки, когда BIM будут использовать повсеместно?

«М.К.»: Я рискну предположить, что BIM станет в России обычной практикой не ранее, чем за семь-восемь лет – к 2028 году. И это довольно пессимистичный сценарий, так как первые масштабные внедрения в гражданском строительстве в стране начались еще в 2008 году, а государственную поддержку BIM-технологии получили спустя шесть лет, в 2014 году. Если в соответствии с планами правительства РФ BIM-мандат на госзаказ будет введен в 2021-2022 годах, то коммерческие заказчики этим тоже воспользуются, и к 2028 году мы увидим совершенно другую строительную отрасль.

В мире мы можем найти примеры, когда внедрение BIM-технологий происходит гораздо быстрее. В Сингапуре за пять лет с 2010 по 2015 годы на BIM перешли 100% проектировщиков и 80% строительных подрядчиков. А в Великобритании на 2020 год, по данным опроса National Building Specification (коммерческое отделение Королевского института британских архитекторов), в BIM работают 73% участников рынка, и это спустя четыре года после введения BIM-мандата на объекты государственного заказа.

«СГ»: Как отрасль справилась с пандемией? Как изменилось общение с клиентами и пользователями?

«М.К.»: Строителям пришлось иметь дело с различными вызовами, спровоцированными пандемией. Из-за закрытых границ и ограничений в авиасообщении с ближним зарубежьем строительные компании испытывают существенный дефицит в рабочей силе. В первую волну пандемии стройплощадки даже полностью переставали работать на какое-то время.

С другой стороны, в стране появлялись объекты здравоохранения, которые были возведены в беспрецедентно короткие сроки. Например, Московский клинический центр инфекционных болезней «Вороновское» на 800 коек был построен чуть более, чем за месяц. При проектировании использовались технологии BIM, что позволило существенно сократить сроки работ.

В жилищном строительстве сегодня спрос опережает предложение, в том числе благодаря льготной ипотеке. Проектировщики буквально «завалены» работой на месяцы вперед. Их работа не останавливалась, даже несмотря на переход на удаленный режим. Многие проектировщики в ускоренном режиме пришли к применению облачных технологий и сервисов, что обеспечило отрасли устойчивость, несмотря на удар пандемии.

Среди членов клуба BIM лидеров мы провели опрос по удаленной работе. 76% респондентов сообщили, что сумели наладить работу без потери продуктивности, а 80% подтвердили, что часть сотрудников останется работать удаленно на постоянной основе.

Что касается общения – его стало значительно больше. Теперь мы не тратим время на перемещение по городу и за день можем провести намного больше встреч с клиентами и обсудить больше рабочих вопросов. В то же время накопленный виртуальный опыт заставляет признать, что в личном общении, физическом присутствии в офисе клиента или своей компании есть неоспоримые преимущества.

Новый опыт удаленных коммуникаций мы применили и на глобальном уровне, организовав ежегодную конференцию Autodesk University в онлайн-формате. Перейдя в виртуальный формат, мы привлекли более 100 тыс. специалистов и партнеров со всего мира, провели 917 сессий и докладов, в том числе 33 на русском языке. После пандемии, хочется верить, мы сможем встретиться на конференции лично, но для тех, кто не сможет приехать, останется и виртуальная платформа.

«СГ»: Какие тренды в проектно-строительной отрасли вы выделяете? За какими технологиями стоит следить?

«М.К.»: Дальнейшее развитие получат облачные технологии, уже широко применяемые в отрасли. Расширяется функционал, необходимый для применения непосредственно на стройплощадке, подключается большее число подрядчиков – без полноценной облачной платформы цифровую коллаборацию не организовать.

Еще стоит выделить спрос на модульное заводское производство, префабрикацию (DFMA – Design for Manufacture and Assembly). Это важнейший глобальный тренд, сокращающий сроки строительства, повышающий качество и безопасность на стройплощадке, сокращающий потребности в рабочей силе.

Будут развиваться технологии лазерного сканирования, в том числе в части постобработки и превращения облаков точек в модель, будет расширяться применение дронов, технологий виртуальной и дополненной реальности. Что же касается BIM-моделей, они постепенно будут превращаться в «цифровых двойников» построенных в реальности объектов.

«СГ»: Какие интересные проекты, реализованные в технологии BIM, были у отрасли в 2020 году?

«М.К.»: Начать хотелось бы с проекта нового корпуса инфекционной больницы в Казани. Его возведение планировалось давно, но пандемия коронавируса ускорила процесс. Президентом Татарстана было принято решение о строительстве капитального здания, а не модульного корпуса. Общая площадь нового стационара составляет 17,5 тыс. кв. метров, мощность — 232 койки с возможностью расширения до 504 коек. Все затраты на реализацию проекта (более 1,8 млрд руб.) обеспечены за счет средств регионального бюджета. Проектирование осуществлял ГУП «Татинвестгражданпроект», обладающий значительным опытом использования технологий BIM. Выполнить все стадии проектирования удалось в рекордные 60 дней, а строительство больницы реализовать – за 100 дней.

Второй проект, о котором хотелось бы рассказать — проект реконструкции наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии в Сергиевом Посаде. Он знаковый во многих отношениях. На территории более 45 гектар расположены более 100 зданий и сооружений, подключенных к тепло-, водо- и электроснабжению и канализации. Вся территория относится к памятникам всемирного наследия ЮНЕСКО, и большая часть объектов были построены еще в XV веке. Полная реконструкция инженерных сетей не проводилась никогда, и поэтому многие схемы снабжения ресурсами разрабатывались практически заново. Заказчиком строительства и проектирования выступило ФКП «Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России», генподрядчиком – компания «Деметра» из Санкт-Петербурга, компания-проектировщик — «РОСЭКО-СТРОЙПРОЕКТ».

Чтобы ущерб от строительных работ для объектов культурного наследия был минимальным, рабочую документацию на более чем 27 км сетей тепло- и водоснабжения с канализацией разрабатывали в трехмерной информационной модели (BIM). Впервые для подобных проектов была применена технология лазерного сканирования отдельных зданий и инженерных помещений внутри них. Облака точек сканирования помещались в абсолютные координаты, что позволяло с точностью до сантиметра скоординировать трехмерные модели внутренних и наружных инженерных сетей, и минимизировать работы по разборке цоколей и стен исторических зданий. Этот подход был призван уменьшить объем работ по откопке траншей под трассы в исторической зоне.

Другой яркий пример связан со строительством жилья. Проектная организация «Инград Проект» продемонстрировала небывалую скорость при проектировании жилого комплекса бизнес-класса «Архитектор» в Москве. Общая площадь комплекса составляет 179 тыс. кв. метров, высота 170 метров, застройщик ГК «ФСК». Использование сквозного BIM-проектирования с первого дня работы позволило уже через девять месяцев от старта работ над концепцией начать выдавать первые разделы рабочей документации для строительства. Благодаря применению единой BIM-модели одним проектировщиком на разных стадиях проектирования была реализована возможность собирать, начиная с концепции, все виды ТЭПов для формирования финансовой модели и оперативно их обновлять по мере развития проекта.

Источник