Вместо «Северных потоков» — сибирские. Пекин хочет все больше газа

Вместо "Северных потоков" — сибирские. Пекин хочет все больше газа

МОСКВА, 2 ноя — РИА Новости, Надежда Сарапина. За счет увеличения экспорта в Китай, а также восстановления производственных мощностей на проекте «Сахалин-1» добыча «Газпрома» за сентябрь выросла на 2,5 процента — до 48 миллиардов кубометров. Впрочем, это по-прежнему меньше досанкционного уровня. Какие перспективы у отрасли — в материале РИА Новости.

Болезненный разрыв

Подрывы «Северных потоков» больно ударили по газовому экспорту. Мощность первой ветки — 55 миллиардов кубометров в год, это больше трети всех поставок в дальнее зарубежье. Вторая увеличила бы показатель вдвое. Последовательное сокращение транспортировки, а затем уничтожение инфраструктуры повлекли за собой вынужденное снижение добычи. Финансовые потери проанализировать сложно: цены в течение года сильно менялись. «Если взять средний докризисный уровень в 200 долларов за тысячу кубометров, то день простоя обходится примерно в 30 миллионов долларов недополученной выручки», — говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Переориентация на Восток осложнялась в первую очередь снижением деловой активности в Китае после пандемии. Также требовалось продумать маршруты и договориться о ценах. Вице-премьер Александр Новак отмечал, что поставки налаживаются десятилетиями и смена направления потребует несколько лет.

Вместо "Северных потоков" — сибирские. Пекин хочет все больше газа

Место утечки на газопроводе «Северный поток — 2»

Долгое сотрудничество с Европой привело к широкому развитию газотранспортной инфраструктуры. В этом плане азиатское направление пока отстает. Проектная мощность газопровода «Сила Сибири» существенно меньше европейской трубы — 38 миллиардов кубометров в год. Однако поставки пока не достигли даже этого уровня. За 2022-й экспорт составил рекордные 15,5 миллиарда кубометров. Выход на полную мощность ожидается к 2025-2027 годам.

Сейчас идут переговоры о строительстве новой ветки «Сила Сибири — 2» мощностью 50 миллиардов кубометров в год, но не стоит рассчитывать, что она начнет работать скоро. «Согласование первой трубы длилось десять лет. Реализация этого проекта пока под вопросом», — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Восстановительный период

В первом полугодии 2023-го «Газпром» сократил добычу на 25 процентов — до 179 миллиардов кубометров с 238 миллиардов за тот же период 2022-го. Согласно отчету компании, это обусловлено геополитическими факторами. Однако уже в августе показатели выросли на 2,7 процента, в сентябре — на 2,5. По итогам трех кварталов текущего года разница составила всего 5,7 процента — добыли 474 миллиарда кубометров.

Вместо "Северных потоков" — сибирские. Пекин хочет все больше газа

Аналитики связывают динамику с постепенным восстановлением экономики КНР. «По просьбе китайских партнеров поставки идут с небольшим превышением контракта, отсюда и увеличение добычи», — поясняет Гривач.

Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов напоминает о росте промышленного производства в КНР на протяжении последних нескольких месяцев. По его прогнозу, общегодовой экспорт по «Силе Сибири» достигнет 21-22 миллиардов кубометров и еще семь-восемь отгрузят в сжиженном виде. В следующем году он допускает увеличение поставок голубого топлива в Китай до 35 миллиардов кубометров.

На внутреннем рынке также наблюдается положительная тенденция. Потребление газа в 2021-м составило 470 миллиардов кубометров, в 2022 году — 484, а по итогам 2023-го можно ожидать на уровне 490-500 миллиардов кубометров. Хотя ситуация с газоснабжением не везде одинаковая. Лучше всего — в европейской части страны, тогда как на Дальнем Востоке уровень газификации низок, а в некоторых регионах — например, на Чукотке, в Магаданской и Мурманской областях — нет систем централизованного газоснабжения.

Вместо "Северных потоков" — сибирские. Пекин хочет все больше газа

Сварка стыка газопровода «Сила Сибири»

Но даже при текущем росте внутреннего потребления и экспорта рано говорить о восстановлении после диверсий на «Северных потоках», уверен Гривач. «То, что мы наблюдаем сейчас, — ожидаемая стабилизация после ухода с высокой базы прошлого года, когда «Северный поток» еще функционировал», — уточняет он.

Выгодная сделка

Цена газа по «Силе Сибири» определяется долгосрочным контрактом с нефтяной привязкой и является коммерческой тайной. «По косвенным данным, это около 300 долларов за тысячу кубометров», — говорит эксперт. Дисконта нет. Тарифы привязаны к нефти и не подвержены спекулятивным скачкам, как при хабовой индексации на европейском рынке, где во время пандемии цены падали до уровня ниже себестоимости почти всех поставщиков, а в прошлом году на пике достигали 3000 долларов за тысячу кубометров. «В итоге, пока европейцы катаются на ценовых качелях, Китай имеет возможность планомерно развиваться», — заключает Гривач.

Вместо "Северных потоков" — сибирские. Пекин хочет все больше газа

Ориентировочно к 2025-му поставки по газопроводу достигнут 38 миллиардов кубометров в год, а в 2027-м должен подключиться дальневосточный маршрут, что позволит нарастить экспорт еще на 10-15 миллиардов кубометров. К 2035 году спрос Пекина удвоится. Под будущие потребности и планируют «Силу Сибири — 2». Однако есть риски.

В частности, Сергей Пикин напоминает, что строительство требует колоссальных затрат и привязывает продавца к конкретному направлению. «Опыт последних двух лет показал, что труба дает покупателям рычаг давления на поставщика. К тому же при создании европейской инфраструктуры девелоперы были уверены в ее востребованности в ближайшие полвека, а энергетическая структура Китая может сильно измениться за такое время. Как минимум страна наращивает внутреннюю добычу, а кроме «Газпрома» есть и другие поставщики», — предупреждает он.

Однако высвободившиеся объемы все равно надо реализовать. Внутреннее потребление пока не может компенсировать европейское. Хороший вариант — строительство заводов СПГ. Такую стратегию избрал «Новатэк». У «Газпрома» достаточно средств и есть доступ к технологиям, чтобы создать собственные средне- и крупнотоннажные станции, считают эксперты. Сжиженное топливо можно поставлять по любым направлениям и быстро их менять.

Вместо "Северных потоков" — сибирские. Пекин хочет все больше газа

Гравитационная платформа по производству сжиженного газа в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений компании «Новатэк — Мурманск» в Белокаменке